Основные этапы развития плакатного искусства в России
04.09.2014История плакатов как специфического вида изобразительного искусства начинается со второй половины XIX века, хотя задолго до этого, еще в Древнем Риме использовались специальные столбы, на которых размещались самые важные объявления для граждан. http://kreditniy.pp.ua/
В России в 1812 году были очень популярные знаменитые «афишки», которые готовились в канцелярии московского градоначальника Ростопчина. Эти произведения художественного и литературного искусства можно с полным правом назвать предшественниками современных политических плакатов. По-настоящему этот жанр плакатного искусства расцвел в годы первой мировой и гражданской войн, когда требовалось в достаточно простой, но в то же время яркой форме объяснить граждан суть политической обстановки. Знаменитые «Окна РОСТА», руку к которым приложил сам В. Маяковский, использовали в качестве вспомогательных элементов сюжеты известных каждому сказок, басен, пословиц и поговорок. Грамотное распределение композиционного пространства вкупе с доходчивым текстом сразу привлекали внимание и превращали граждан в союзников советской власти. http://kflusi.ru/
Вполне естественно, что плакаты 20-30-х годов прошлого века были достаточно простыми как по форме, так и по содержанию. От них не требовалось какой-то тонкой сатиры или глубокомысленного смысла, их основной задачей было сформировать у обычных рабочих и крестьян основные ориентиры того, что их окружает в повседневной жизни, объяснить, сто можно делать, а что нельзя, на какие события обратить особое внимание.
Великая Отечественная война дала мощный толчок для развития не только патриотического, но и сатирического направления в плакатном искусстве. Призывы постоять за родную землю и советскую власть соседствовали с высмеиванием фашистских главарей и в целом всей нацистской системы. Особенно на этой ниве прославились такие авторы, как Кукрыниксы и артель «Боевой карандаш». В то же время, отмечая все недостатки противника, они не переставали возвеличивать коммунистический строй и партию во главе с вождем. http://columbusprco.ru/
В годы «оттепели» и «застоя» становилось все очевидней, что плакаты застыли в своем развитии. Связано это с тем, что сама стилистика осталась от прежних периодов, а вот граждане, для которых они и предназначались. Стали к этому времени более образованными, их уже не устраивала яркая пестрота с избитыми темами и «зажеванными до дыр» лозунгами. Во многом именно поэтому перестройка привела не только к изменению направленности критики, но и к тому, что сам художественный образ плаката приобрел более современное звучание.